21 апреля 2015

Школа молодых ученых объявляется открытой

20 апреля в пансионате Звенигородский более 250 молодых ученых собрались на самом масштабном научном мероприятии отрасли — Второй научной школе молодых ученых и специалистов по рыбному хозяйству и экологии «Комплексные исследования водных биологических ресурсов и среды их обитания», посвященной 100-летию Иосифа Бенционовича Бирмана.

Участники приехали из разных регионов России, Казахстана и Армении. В качестве почетных гостей Школу посетили дочери Иосифа Бенционовича Бирмана Надежда и Елена, по словам которых, приглашение на мероприятие, посвященное памяти их отца, стало неожиданным и значимым событием в жизни. Также на Школу был приглашен и первый аспирант выдающегося ученого - Владимир Илларионович Карпенко, который рассказал о научной деятельности Иосифа Бенционовича, всю свою жизнь посвятившего изучению тихоокеанских лососей.

Выступая с приветственным словом, директор ВНИРО Михаил Константинович Глубоковский отметил безусловную значимость мероприятия для молодых ученых, поскольку сочетание официальных лекций и неформального общения дает им возможность получить уникальные знания и перенять опыт у корифеев отечественной науки, что особенно важно именно для России, где существует демографический разрыв между старшим и молодым поколениями. Также Михаил Константинович Глубоковский рассказал о реформировании отраслевой науки и о вызовах с которыми она столкнулась.

В продолжение мероприятия академик РАН, заведующий кафедрой ихтиологии МГУ Дмитрий Сергеевич Павлов выступил с докладом, посвященным покатным миграциям и распределению молоди рыб. Академик РАН Юрий Юлианович Дгебуадзе рассказал о влиянии глобальных изменений на биоразнообразие и биологические ресурсы водоемов России. В свою очередь профессор МГУ и академик РАН Евгений Аркадьевич Криксунов в своем выступлении «Основные модели и уравнения теории динамики популяций рыб» подробно объяснил как строятся продукционные модели.

Среди приглашенных лекторов Школу также посетил и.о. директора Института морских биологических исследований РАН (г. Севастополь) Юрий Николаевич Токарев, который познакомил участников Школы с состоянием и проблемами черноморской экосистемы. Завершил первый день лекций сотрудник лаборатории генетики бактерий ФГУП «ГосНИИгенетика» Илья Владимирович Манухов, представив свою научную работу «Психрофильные люминесцирующие бактерии — симбионты и патогены рыб акваторий Белого, Берингова и Охотского морей. Регуляция биолюминесценции».

Во второй день Школы молодых ученых, который был посвящен комплексным исследованиям гидробионтов и среды их обитания, выступили: профессор Виктор Вольфович Сапожников (ВНИРО) с докладом «Гидрохимические особенности южных морей России», Виктор Владимирович Ионов (СпбГУ) с докладом «Синоптический мониторинг поверхностных термических фронтов Южного океана», Сергей Вадимович Шибаев (КГТУ) с докладом «Формальная теория жизни рыб Ф.И. Баранова и ее современная интерпретация», заместитель директора ВНИРО Олег Аркадьевич Булатов с докладом «К вопросу о методологии прогнозирования запасов и стратегии промысла минтая», Александр Геральдович Архипов (АтлантНИРО) с докладом «Применение результатов изучения раннего онтогенеза морских промысловых рыб в рыбохозяйственной деятельности», директор ГосНИОРХ Анатолий Александрович Лукин с докладом «Проблемы здоровья рыб в водоемах Северо-Запада России».

На лекциях также поднималась перспективная для России тема научных исследований в Арктике и Антарктике. Данной теме были посвящены доклады Валерия Владимировича Лукина (ААНИИ) «Современные проблемы и перспективы деятельности России в Антарктике» и Андрея Владимировича Долгова (ПИНРО) «Рыбохозяйствнные исследования гидробионтов и среды их обитания в морях западной Арктики».

Сюрпризом для участников Школы молодых ученых стал приезд председателя комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктора медицинских наук, академика РАН и известного специалиста в области экологической иммунологии Валерия Александровича Черешнева, который выступил с докладом «Экология. Демография. Иммунитет. Здоровье».

По завершению каждой лекции слушатели активно задавали вопросы лекторам, проявляя неподдельный интерес к обозначенным темам.