Способы и орудия лова - page 48

48
Первые тралы были донными и использовались ещё в девятнадцатом веке на
парусных промысловых судах. Простейшей конструкцией такого трала является бимтрал,
состоящий из длинного деревянного бруса — бима («бревна»), закрепленного на
металлических салазках, скользящих по грунту. К биму и салазкам крепится передняя
кромка сетного мешка трала, раскрытие которого определяется длиной бима и высотой
салазок. Буксировка бимтрала осуществляется с помощью специального каната или ваера,
одного или двух.
Следующим этапом развития конструкции донного трала является создание в конце
девятнадцатого века оттертрала, горизонтальное раскрытие которого обеспечивается
специальными распорными устройствами — траловыми досками, непосредственно
присоединенными к крыльям трала, а вертикальное — поплавками (кухтылями). Для
буксировки оттертрала необходимо использовать два ваера.
Дальнейшим этапом совершенствования донного тралового лова стало использование
схемы Виньерон-Даля, отличающейся от предшествующего оттертрала тем, что траловые
доски были отнесены от крыльев трала с помощью так называемых кабелей на некоторое
расстояние.
В середине двадцатого века появились первые конструкции разноглубинных тралов,
которые в дальнейшем получили широкое развитие. Иногда разноглубинные тралы
называют пелагическими.
Согласно действующей международной стандартной статистической классификации
орудий лова
International Standard Statistical Classification of Fishing Gear
(ISSCFG) [FAO.
Definition and Classification … , 1990] все конструкции донных и разноглубинных тралов,
оснащенные траловыми досками и буксируемых одним судном, называются оттертралами.
Донные тралы.
Орудия лова этого вида состоят (рис. 1) из сетной части, тросовой
оснастки и деталей промыслового вооружения [Карпенко, Быкова, 1981]. У большинства
донных тралов сетная часть выполнена из двух пластей (плах) — верхней и нижней, сшитых
вдоль боковых кромок и посаженных на топенант. Передняя кромка верхней пласти садится
на верхнюю подбору, нижней — на нижнюю подбору. Пласти состоят из выкроенных
пластин крыльев, мотни и мешка. Верхняя пласть отличается от нижней дополнительным
сетным козырьком — сквером, расположенным перед пластиной мотни. Крылья, сквер и
пластины мотни трала образуют переднюю часть трала, которую изготовляют отдельно от
мешка — конечной сетной части трала. Мешок состоит из конусной части и цилиндрической
части, в конце которой за дележным стропом находится куток.
Концы подбор и топенантов соединены с кабелями — стальными канатами, ведущими
к распорным доскам. От распорных досок к судну идут длинные буксировочные стальные
канаты, называемые ваерами. Двигаясь, судно тянет ваера, от них движение передается на
распорные доски, которые расходятся в стороны, растягивая кабели и раскрывая устье трала.
При движении под воздействием оснастки сетная часть трала принимает рабочую форму.
Донные тралы могут использоваться траулерами, работающими по бортовой,
кормовой и близнецовой схеме траления. По кормовой схеме могут работать два типа
траулеров: имеющие специальный вырез в корме — слип или оснащенные траловым
барабаном для намотки орудия лова. Траулеры-кормовики, не имеющие слипа, часто
используют средства гидромеханизации для выливки улова.
Обычно судно работает одновременно одним тралом. Однако, известны способы
донного траления, когда с одного судна одновременно ловят двумя или тремя тралами,
примыкающими друг к другу крыльями.
Донное траление состоит из следующих операций: подготовки орудия лова к работе,
постановки трала, траления по грунту, выборки трала, выливки улова.
Добываемые донными тралами различные виды рыб и других гидробионтов, как правило,
обладают вполне выраженной реакцией на отдельные элементы движущегося орудия лова,
что позволяет эффективно их облавливать. Процесс лова рыбы любым отцеживающим
орудием включает в себя захват скопления, направление в удерживающую часть, а затем в
1...,38,39,40,41,42,43,44,45,46,47 49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,...286
Powered by FlippingBook